?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



В статье разбираются различные концепции индивидуализма и то, как индивидуализм может двигать историю. Причина такого пристального внимания к враждебной концепции в том, что для ведения войны необходимо изучить врага.


  • Основой индивидуализма является постулат: "в моих неудачах виноват только я сам". В рамках этой мировозренческой позиции любой индивид может, приложив личные усилия, добиться успеха и стать Героем, творящим историю.

  • Условно индивидуализм бывает левый, правый и умеренный.

  • Идеи левого течения индивидуализма разрабатывали Томас Гоббс, Жан-Жак Руссо, Томас Джефферсон, Иммануил Кант, Адам Смит, Джон Гобсон, Вальтер Ойкен, Бенедетто Кроче, Джон Мейнард Кейнс.

  • Сторонникам радикально правого были в первую очередь Герберт Спенсер, Макс Штирнер, Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше.

  • Идеи умеренного индивидуализма развивали Алексис Токвиль, Анри Бергсон, Серен Кьеркегор

  • Раннему Новому времени (с конца 15 до конца 18 века) был присущ радикальный индивидуализм.

  • Классический либерализм признает первичность индивида в отношении общества, но в отличие от радикального индивидуализма Раннего Нового времени сковывает индивида рамкой общественного договора и делает акцент на требованиях равенства и справедливости.

  • Классический либерализм вводит в свою нормативность понятия морального долга гражданина-индивида перед обществом.

  • В классическом либерализме подчеркивается важность религиозных заповедей, адресующих к равенству и нестяжательству.

  • Классический либерализм выделяет важнейшую роль государства в поддержке неимущих и обездоленных, в ограничении индивидуальных активизмов и направлении их в определенное русло, двигающеее историю.

  • "Социальные либералы" (левое течение индивидуализма) видели, что принцип "свободной игры индивидуальных интересов" не гарантирует даже экономического прогресса, поэтому они пришли к выводу о необходимости усиления государства и расширения его регулирующих функций.

  • Завершающая фаза развития социального либерализма - идеи Джона Мейнарда Кейнса, определявшие обязанности государства по регулированию социальной жизни и экономики в интересах общества.

  • На принципах кейнсианства строилось европейское государство "всеобщего благосостояния", которое сейчас активно разрушается.


  • Право-радикальный индивидуализм проповедует идеи "социал-дарвинизма" и воинствующего эгоизма.

  • В социуме, как и в животном мире "выживает сильнейший". Те, кто не могут бороться, должны погибнуть.

  • После Первой мировой войны проповедовать социал-дарвинизм стало неприлично.

  • Новое рождение эта идея переживает в начале 21-го века после обрушения СССР

  • В конце 19 века Макс Штирнер писал: "Божественное - дело Бога, человеческое - дело человека. Мое же дело не божественное и не человеческое, не дело истины и добра, справедливости.... Для меня нет ничего выше меня".

  • Артур Шопенгауэр утверждал, что первопричиной индивидуализма является субъективно осознанная "воля к жизни". Именно она диктует человеку эгоистичное поведение.

  • Фридрих Ницше отрицал ценность жизни и волю к ней. "Человек есть нечто, что должно преодолеть". Воинствующий индивидуализм героя Ницше - это презрение к жизни и смерти, и только лишь "воля к власти". Только тот, кто обладает волей к власти и оправдывает своим амбиции делом способен стать сверхчеловеком и творить историю.


  • Алексис Токвиль определяет индивидуализм, как "взвешенное и спокойное чувство, побуждающее гражданина изолировать себя от массы... и замыкаться в узком семейном и дружеском кругу. Создав для себя ... маленькое общество, человек перестает тревожиться обо всем обществе в целом".

  • Маргарет Тэтчер однажды публично заявила: "Никакого общества нет, есть только личности и семья".

  • В варианте Алексиса Токвиля проблема истории и ее смысла даже не ставится.

  • Анри Бергсон - представитель интуитивизма и "философии жизни". В центре этой философии жизненный порыв, как главный принцип развития и творчества.

  • Бергсон вводит определения открытого и закрытого общества. Закрытое коллективистское общество со статической моралью обречено. Только открытое индивидуалистическое общество с динамической моралью обладает потенциалом исторического развития.

  • Экзистенциалисты определяют экзистенцию как центральное ядро человеческого "Я". В фокусе внимания экзистенциальной личности вопросы смысла жизни, индивидуальной свободы и ответственности. Свобода - это свобода формирования собственного я.

  • Для экзистенциализма сам мир не имеет ни цели, ни смысла. Только человек лично способен придать ему цели и смысл.


promo iouripopov september 12, 2015 03:13 13
Buy for 10 tokens
Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая.…

Comments

( 34 comments — Leave a comment )
marina_cunitca
Apr. 22nd, 2017 04:56 am (UTC)
Понятия об индивиде и индивидуальности сегодня искажены и используются в идеологической войне также, как и понятие "либерализм". Индивид - это человек, биологическое, живое создание со свойственными только человеку ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ качествами.Не в коей мере непозволительно отделять понятие индивидуума от понятия личность. Без развития индивидуальности не развивается личность, т.к. индивидуальность - это узкое понятие обозначающее личностные свойства и качества человека и их сочетание, отличающее от других людей. Личность - раскрытие индивидуальности, самовыражения и самореализации. Человек, как субъект развития биологически и социально обусловлен. И рассуждать, о том, что возможно стать личностью, раскрепоститься и развить творческие способности можно вне социальных условий бытия, вне возможности доступного образования и здравоохранения, социальной защищенности и общественной безопасности только усилиями воли, преодолением себя, наращиванием идеологических "мускулов", духовной крепости и подобных популистских "мемов" сегодняшних идеологов "нового" общества - такой же бред, как и поругание якобы индивидуализма и либерализма.
Маргарет права в том, что личности формируются в семье, но не права в том, что без влияния общества возможно развите личности. Капиталистическое общество, видимо таким образом оправдывает свою концептуальную сущность, якобы возможностью развития без общества, без идеологии, веры, высшей цели и смысла бытия. Так сужается смысловое пространство личности до интересов одной семьи, одной личности, так расчеловечивается индивид, так не развивается личность.

Edited at 2017-04-22 05:17 am (UTC)
iouripopov
Apr. 22nd, 2017 09:17 am (UTC)
Спасибо
dz0rin
Apr. 22nd, 2017 11:28 am (UTC)
Индивидуальность точнее определить как уникальную совокупность способностей человека, приобретаемых им при жизни и позволяющих эффективно реализовывать собственные идеи средствами культуры, что ведёт за собой как развитие индивидуальных способностей, так и обновление культурной традиции.

Называя человека личностью, обычно понимают под этим социальную компетентность, которая включает в себя удержание норм морали, общественно значимые ориентиры, ценностные установки, принятые гипотезы мироописания, способности к общественно значимым видам деятельности, а также способность принимать и удерживать единую направленность совместной деятельности, что позволяет создать новый продукт.

Концептуальная война, насколько я понимаю, ведётся по двум направлениям:

1. Что следует признать духовным центром человека, и что рассматривать средством развития психики - его индивидуальность или личность. Один ответ (условно-западный) - индивидуальность есть такой духовный центр, а личность только средство развития. Другой ответ (условно-восточный) - личность, как общественная ипостась, маска-роль есть духовный центр, а индивидуальность средство развития. И в этом смысле западный путь продемонстрировал свою правоту.

2. При этом, запад кардинально ограничивал развитие индивидуальности, поскольку не видел ценности в совместном развитии представителей различных сословий, не видел ценности рода как целого. А восток, где ценность рода безусловна, не мог достигнуть сопоставимых с западом результатов, поскольку подрезал способности каждого отдельного представителя рода (целого) уже на ранних ступенях развития. Отсюда, вторая задача концептуальной войны - не дать западной и восточной концепциям дополнить друг друга, оставить одну и другую в их ограниченности.
marina_cunitca
Apr. 22nd, 2017 12:34 pm (UTC)
".....позволяющих эффективно реализовывать собственные идеи средствами культуры..." ????
- ваше определение понятия индивидуальности искажено размытым понятием "эффективность реализации собственных идей" и ограничено, т.к. развитие индивидуальных особенностей человека формируется посредством разнообразной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (в том числе и культурными средствами, но не только благодаря им)!!!!
С Вашим определением личности тоже не соглашусь, т.к. целью личностного развития является не общественно-одобряемое поведение или вид деятельности создающий материальный продукт, а способность создавать новое качество человеческого бытия.
Разница культурных представлений о личности заключена в представлении о мире и о бытие. Одни считают, что человек живет не в мире а в бытие, а другие - что не в бытие, а в мире. Некоторые считают, что для полноценной жизни необходима система возможностей, а другие думают, что возможность - это просто другой способ описания объективного мира.
"Человеческая действительность... возникает только как выходящая за границы природы- как особенное царство, где и созидаются новые возможности, т.е. совершается ТВОРЧЕСТВО" С.Г. Братищев 1969 г.с.89.
Добавлю -идеи, мечты сбываются и не сбываются, но все хорошее не забывается, но все хорошее и есть мечта:))))))

Edited at 2017-04-22 01:00 pm (UTC)
dz0rin
Apr. 22nd, 2017 01:14 pm (UTC)
Не ищите в моих словах противоречий. Идея = образ, образ реального мира, представление о мире, которое человек стремится реализовать. Образ же, в свою очередь, есть комплекс сенсорных ассоциаций. И приобретается он только в процессе самостоятельной предметной деятельности, эмпирический способ познания мира не отрицается и в основе представлений о мире так и остаётся. Даже если совершенно новый образ есть плод воображения (где части от различных образов сливаются-агглютинируют в единое целое, могут быть увеличены или уменьшены), это не отменяет эмпирические способы познания как базовые. Способности по определению развиваются в деятельности. Все виды деятельности, в которых развиваются значимые для культуры способности, удерживаются в культуре в виде способов деятельности и передаются подрастающему поколению для освоения как основное средство становления способностей растущей индивидуальности-личности (вопрос лишь в том, давать эти способы в готовом виде, либо создавать условия для порождения этих способов самими детьми).

Что касается определения личности, лучше смотреть его в философских словарях, где всё начинается с этимологии (от персона, соответствующего нашему "личина", а не "лицо"...). Личность, лишённая индивидуальности, не способна ни чего нового на свет породить. Она может лишь воспроизводить известное и открытое кем-либо ранее.

Творчество и есть реализация собственных представлений о мире средствами, принятыми и принимаемыми культурой.
marina_cunitca
Apr. 22nd, 2017 01:31 pm (UTC)
Не могу не обращать внимания на размытые, не ясные и не точные формулировки в определениях, т.к. это инструменты концептуальной войны за сознание.
Творчество и есть реализация собственных представлений о мире РАЗЛИЧНЫМИ средствами, и не обязательно принятыми и принимаемыми культурой:)))))
dz0rin
Apr. 22nd, 2017 02:11 pm (UTC)
Обязательно. В противном случае, все существующие в обществе институты, позволившие этому обществу сохраниться, выжить и развиваться, включая науку, искусство, можно объявить несущественными и не ценными для творческого поиска, отмести традицию как таковую и объявить чьи-либо субъективные представления (или их механическое сложение) более ценными, чем те же самые представления, но соотнесённые с теми, которые удерживаются как наиболее ценные для данной культуры. А это и есть содержание психологической войны. Но суть в том, что субъективные представления о мире могут уточняться и расширяться не только благодаря сопоставлению с изменяющимся реальным миром, но и благодаря сопоставлению с тем, как этот мир видят другие люди, включая учёных, художников и т.д. Общение не есть роскошь, оно наиболее действенное средство развития со-знания (которое можно определить ещё и как способность совместными усилиями порождать и удерживать знания об окружающем мире). Мышление, в том числе - свёрнутая форма общения (Ухтомский).

Если у Вас есть более точные развёрнутые формулировки понятий - предлагайте. Обсудим вместе.
(Anonymous)
Apr. 22nd, 2017 03:11 pm (UTC)
Определений масса, размышлений на счет творчества, культуры, общества - не счесть. С радостью бы согласилась с Вами, если бы не мнение о том, что большинство существующих сегодня в нашем обществе институтов не помогают сохраниться и развиться нашему обществу. Говорить о необходимости принятия и признания творчества культурой можно только определившись, ответив на вопрос- какой культурой? Современной?
marina_cunitca
Apr. 22nd, 2017 03:26 pm (UTC)
Наука также мечтает "вписаться в запад". Кем должно быть оценено, признано и принято творчество современной личности? И кому оно нужно?

Edited at 2017-04-22 04:03 pm (UTC)
dz0rin
Apr. 22nd, 2017 04:17 pm (UTC)
В науке нет запада и востока.

Культура это совокупный опыт народа, смысл и содержание которого и есть - выживание и развитие общества. Опыт этот зафиксирован в традициях, в системе символических и знаковых форм (артефактах), и может существовать только путём постоянного самовоспроизведения. Обновление или самовоспроизведение культуры осуществляется за счёт творческого освоения предметов культуры подрастающим поколением и внесения в неё новых точек видения. Каждое новое поколение , осваивая опыт предшествующих поколений, наполняет традиции и символы культуры собственным мироощущением, заново одухотворяя их. Культура фиксирует миропонимание народа, которое представляет собой набор гипотез о мироустройстве, культурных ценностей, обычаев и традиций. Современная культура вмещает в себя все достижения прошлого опыта, включая память об ошибочных путях, которые в своё время приводили к неэффективным способам жизни и деятельности.
dz0rin
Apr. 22nd, 2017 04:14 pm (UTC)
Культура это совокупный опыт народа, смысл и содержание которого и есть - выживание и развитие общества. Опыт этот зафиксирован в традициях, в системе символических и знаковых форм (артефактах), и может существовать только путём постоянного самовоспроизведения. Обновление или самовоспроизведение культуры осуществляется за счёт творческого освоения предметов культуры подрастающим поколением и внесения в неё новых точек видения. Каждое новое поколение , осваивая опыт предшествующих поколений, наполняет традиции и символы культуры собственным мироощущением, заново одухотворяя их. Культура фиксирует миропонимание народа, которое представляет собой набор гипотез о мироустройстве, культурных ценностей, обычаев и традиций. Современная культура вмещает в себя все достижения прошлого опыта, включая память об ошибочных путях, которые в своё время приводили к неэффективным способам жизни и деятельности.
marina_cunitca
Apr. 22nd, 2017 04:31 pm (UTC)
"Современная культура вмещает в себя все достижения прошлого опыта, включая память об ошибочных путях, которые в своё время приводили к неэффективным способам жизни и деятельности". И что сегодня она из себя представляет? Какие видные деятели культуры на авансцене? Кто является видными представителями, которые могут быть авторитетными ценителями творчества современных творческих личностей, на ваш взгляд? Не могу продолжать дискуссию, т.к. Вы не ответили ни на один мой вопрос, популизма и теоретизирования (правильного словословия) у меня на полках и без вашего самовыражения предостаточно:)))
dz0rin
Apr. 22nd, 2017 05:27 pm (UTC)
Мне нет никакого дела до тех, кто сейчас находится на авансцене и проводит политику, поддерживающую разрушение культуры и обогащающую тех, кто носится с самыми отстойными проектами. Завтра-послезавтра, раньше или позже, когда большинству из нас жить снова захочется, все, вплоть до высшего руководства страны, озаботятся поиском эффективных работающих практических моделей, в том числе в образовании, например, где и я работаю. Поэтому кто-то уже сегодня должен заниматься решением конкретных проблем, а не бесконечной борьбой с провокаторами и разрушителями, которых не счесть.
marina_cunitca
Apr. 22nd, 2017 04:41 pm (UTC)
Наука сегодня создает из людей собак и главные представители нашей науки предлагают вписываться в такую картину мира.
https://www.youtube.com/watch?v=Mn9fhHQs590
(no subject) - dz0rin - Apr. 22nd, 2017 05:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 22nd, 2017 05:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marina_cunitca - Apr. 22nd, 2017 06:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 22nd, 2017 07:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marina_cunitca - Apr. 22nd, 2017 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 22nd, 2017 08:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marina_cunitca - Apr. 22nd, 2017 08:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 22nd, 2017 09:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marina_cunitca - Apr. 22nd, 2017 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 23rd, 2017 03:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_cunitca - Apr. 23rd, 2017 07:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 23rd, 2017 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - marina_cunitca - Apr. 23rd, 2017 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 23rd, 2017 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 23rd, 2017 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marina_cunitca - Apr. 23rd, 2017 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 23rd, 2017 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marina_cunitca - Apr. 23rd, 2017 03:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - dz0rin - Apr. 23rd, 2017 04:46 pm (UTC) - Expand
livejournal
Apr. 22nd, 2017 09:34 am (UTC)
Концептуальная война. "Индивидуализм: варианты".
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Концептуальная война. "Индивидуализм: варианты". Тезисы» в контексте: [...] Оригинал взят у в Концептуальная война. "Индивидуализм: варианты". Тезисы [...]
( 34 comments — Leave a comment )

Profile

44
iouripopov
iouripopov

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Третий съезд Родительского всероссийского сопротивления (РВС) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», Сергей Кургинян, Мария Мамиконян, Москва 15 апреля 2017 года
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel