iouripopov (iouripopov) wrote,
iouripopov
iouripopov

Category:

Немое кино. "Отец Сергий" Якова Протазанова

«Глаза таят следы пережитых страданий,
В них виден свет миров и слышен гул столетий»

«Песня о героях». Михаил Щербаков


Преодоление цензуры

Фильм «Отец Сергий» был невозможен в царской России. У каждого времени своя цензура – явная или неявная. Режиссер Яков Протазанов давно мечтал снять фильм по одноименному произведению Льва Толстого. Но два обстоятельства не позволяли пройти цензуру. Первое – запрет на изображение членов царской семьи, второе – запрет на изображение представителей духовенства. Ощущаемая документальность кинематографа, который часто уже вовсе и не был документальным, вызывала страх, что демонстрация осененных властью особ, может их очеловечить. Сакральным фигурам надо оставаться сакральными.

Февральская революция десакрализовала и царскую власть, и церковь. Причем церковь лишилась сакральности, поддержав отречение царя, только после свержения которого Яков Протазанов смог приступить к съемкам. Заканчивал картину он уже после Октябрьской революции.

Кино о мятежном духе

Несмотря на то, что фильм снят достаточно близко к тексту, далеко не всё, что содержит в себе повесть, отражено в фильме. Но там есть главное. Великолепная игра актера Ивана Мозжухина позволила создать образ человека, который на протяжении почти всей своей жизни борется с собственными страстями, пытаясь укротить гордыню.

Князь Степан Касатский не смог простить своей невесте то, что она была когда-то любовницей Николая Первого. Когда ему открылся этот факт, мир для него рухнул. Не весь мир, мир высшего света. Такой гордый человек решил удалиться от света в монастырь, где через некоторое время князь принял сан и новое имя - отец Сергий.

Первое впечатление от фильма, что вся жизнь отца Сергия проходит в борьбе со страстями. Именно эта борьба, а не святость приводят к тому, что о нем пошла слава, как о святом, исцеляющем и наставляющем на путь истинный. Текста, почти нет, диалогов нет, но операторская работа, воссозданные приметы времени и особенно актерская игра не оставляют сомнений: гордый и мятущийся дух, который постоянно подвержен соблазнам, плененный гордыней, яростно борется с собственной греховностью. Для окружающих он святой. Окружающим внутренняя борьба незаметна.

Вокруг, что в монастыре, что за его пределами человеческая жизнь течет своим чередом. Она порой мелкая, подлая и корыстная. Это отвечает духу повести Толстого и хорошо показано в фильме.

Но есть нечто, чего в фильме нет, а в повести присутствует. Может быть режиссеру не хватило выразительных средств, чтоб передать это, может нужен был закадровый голос, который в момент создания картины был недоступен. Не знаю. Мне не удалось при просмотре фильма ощутить, что после грехопадения начался этап истинного смирения: гордыня была побеждена, страсти утихли, и осталась только вера.

До грехопадения и начала странствования главный герой постоянно сомневался в Боге. Грехопадение сломило гордыню, но не жизнь. Пустившись странствовать, отец Сергий познал смирение. Если б я не прочитал потом повесть, об этом периоде духовных исканий героя я бы не узнал. А без него образ отца Сергия не полный.

Суррогаты и настоящее

Очень хороший эпизод с вдовой Маковкиной. Он о том, что пытаясь в жизненном водовороте прикоснуться к чему-то настоящему, вдова видит лишь одни и те же гулянки и суету. Чтоб передать взбалмошность и усталость от жизни, режиссер вводит сюжет с попыткой вдовы покончить жизнь самоубийством. В повести этой сцены нет.

Видно, что эта попытка – скорее игра. Но ей нужны острые ощущения, которые, может и не настоящая жизнь, но хоть какая-то ее подмена. Маковкина потому и захотела провести ночь в келье отца Сергия, что надеялась хоть там что-то испытать. Может неземное блаженство близости с гордым старцем, может что-то еще. Она не знала, что. Складывается впечатление, что вдова понимала, что близость – лишь один из вариантов. Может случиться что-то другое, но наконец-то настоящее.

И настоящее состоялось! Борясь со своей похотью, распаленной красивой женщиной, отец Сергий отрубил себе указательный палец. Он выстоял и жестокая, но взыскующая жизни, а не суррогата, Маковкина ужаснулась, но не разочаровалась. Этот поступок отца Сергия так на нее подействовал, что она постриглась в монахини.

Все остальные чудеса главного героя, были не его чудесами. Бог ли исцелял через него или еще что-то, но не он это делал. Руки накладывал, крестил, благословлял он, а чудеса были не его. Сергий точно это знал. А чудо с Маковкиной было сотворено его «руками».

Свет просвещения

Русский кинематограф в основной своей массе с момента зарождения ставил своей целью просвещение. Поэтому снимались фильмы по классическим литературным произведениям Пушкина, Толстого, Лермонтова, Оскара Уайльда, Александра Островского.

Некоторые картины с успехом могут решать эту цель и сегодня. После просмотра фильма, я прочитал и повесть. Как сделать так, чтоб лучшие образцы немого кино опять нашли своего зрителя? Это ни в коей мере не призыв смотреть только немое кино. Это предложение ознакомиться с шедеврами киноискусства на протяжении всего развития кинематографа.

Tags: Немое кино
Subscribe

promo iouripopov september 12, 2015 03:13 14
Buy for 10 tokens
Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments