?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


«Не угодно ль: вот, оптический прибор, нехитрый,
так, система трёх зеркал в цилиндре»

Калейдоскоп. Михаил Щербаков

Заря кино
Одно из уже полустертых воспоминаний детства – игрушка, которая каким-то образом воссоздавала эпизод из мультфильма «Ну погоди». Ты крутишь ручку и смотришь в глазок, а там волк по веревке лезет наверх. Это было волшебство. Мультик всегда с тобой, не надо ждать, когда по телевизору покажут. Для ребенка, который уже видел огромное количество мультфильмов, эта примитивная игрушка была, тем не менее, чертовски притягательна. Ты крутишь – волк лезет. Чудо!

Движущиеся картинки, которые появились в конце 19 века, были огромным чудом. Вряд ли выглядит преувеличением кадр из фильма «Человек с бульвара Капуцинов», когда Билли после просмотра первого в своей жизни фильма снял шляпу – волосы на голове стояли дыбом.

Первые художественные фильмы
Появление первых живых картинок было зарождением нового вида искусства, это было еще не искусство.По степени воздействия на людей это было сильнее шедевров живописи или литературы, причем, практически на всех людей, но это воздействие доселе невиданного технического чуда, а не искусства. Искусством кинематографу еще предстояло стать.

Наряду с документальными начали появляться художественные фильмы, лучшие из которых не могли не наследовать традицию. А какая традиция наиболее близка игровому кино? Конечно, театральная.

«Пиковая дама» Якова Протазанова
Когда смотришь фильм «Пиковая дама» режиссера Якова Протазанова, смотришь его как спектакль. Актеры и играют в большинстве сцен, как в спектакле. Да и где было искать актеров для нового предприятия, как не в театре. Поначалу возникает мысль: это зафиксированные на пленке театральные постановки со своими особенностями. Но это только поначалу.

В чем же разница с театром? В кино не было звука. Это каким-то образом компенсировалось титрами. Но при этом появились новые средства выражения, театру недоступные, которыми режиссеры начали пользоваться: огромные возможности по сравнению с театром в выборе и смене мизансцен и декораций, крупные планы, комбинированные съемки.

Герман сидит и представляет, как он будет выигрывать в карты. Подобное в театре невозможно. Очень хорошо сделанный эпизод с комбинированными съемками.

В картине снимались очень хорошие актеры. Причем традиция чувствуется. Даже в сцене с народом на улице, встречающим карету с графиней, все сыграли очень хорошо. А крупные планы позволили раскрыться таланту актрис, исполнивших роль графини и Лизаветы Ивановны.

Когда Лизавета Ивановна решалась бросить письмо Герману, ее лицо отражает разнообразную гамму чувств: воодушевление, решимость, страх. Во время разговора графини с Германом оба хороши. Герман умоляет раскрыть ему тайну, в этот момент графиня частично слушает его, а частично ушла в себя, размышляя о чем-то серьезном. На ее лице буквально читается, что Герман какой-то внешний раздражитель, который вызывает глубокие переживания и воспоминания. Именно вот это, скрытое напрочь от Германа, не может позволить ей что-нибудь ему сказать. Графиню убивает возникший конфликт: явная угроза пистолетом и накатывающая из глубины волна, которая препятствует раскрытию тайны.

Может ли театральный бинокль компенсировать возможность кинематографа передавать движения души, отражающиеся на лице, снятом крупным планом. Актеры умели вживаться в роль. Просто мимикой это не передать. Нужно было вызвать движения души. Пусть это игра, но эта игра - прожитая в кадре жизнь и Татьяной Дуван (графиня), и Верой Орловой (Лизавета Ивановна), и Иваном Мозжухином (Герман).

Немому кино начала века уже трудно захватить современного зрителя. Очень не хватает диалогов в кадре. Ожидание титров, которые поясняют и ведут зрителя по сюжету, утомляет. Но первые образцы игрового кино надо оценивать не с точки зрения современного зрителя.

Однако, уже в лучших образцах немого кино актерская игра вполне сопоставима с игрой актеров в современных шедеврах кинематографа. Тут можно лишь подчеркнуть, что театру более двух тысяч лет, а принципы актерской игры в кино – те же самые, что и в театре. Поэтому за век разительные перемены не могли произойти. А вот технические средства прогрессировали колоссально. Однако здесь можно констатировать, что огромным шагом было появление звукового кино. А уже даже цвет и 3D не так много добавили к этому «важнейшему из искусств».

Дружить со мной в социальных сетях:
Добавить в друзья в ЖЖ Добавить в друзья на Facebook Добавить в друзья ВКонтакте Читать твитттер Добавить в друзья в Одноклассниках

promo iouripopov september 12, 2015 03:13 13
Buy for 10 tokens
Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая.…

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
livejournal
Feb. 7th, 2017 09:21 am (UTC)
Первые игровые фильмы. "Пиковая дама"
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Первые игровые фильмы. "Пиковая дама"» в контексте: [...] пятая статья, но не последняя. Оригинал взят у в Первые игровые фильмы. "Пиковая дама" [...]
evg_berg
Feb. 7th, 2017 09:40 am (UTC)
Немое кино создавало условность подобную условности балета, оперы или мюзикла - в жизни люди так не танцуют и не поют. Т.е. немое кино было особым жанром искусства, требовавшим своих выразительных средств. Можно сказать, что появление звука в кинематографе убило этот жанр. И это очень жаль - было вполне самобытное направление.

Да, и так же к сожалению, кино и по-прежнему в основном остается театральной игрой с возможностью близко посмотреть на мимику актера или использовать спецэффекты. То, что использовали экспериментаторы на заре кино - все эти эйзейштейновские броски ракурса и т.п,.тоже ушли в прошлое.

Я не вижу ничего интересного в методе "снять фильм одним дублем", а вот эксперимент "снять от первого лица" интересен.
iouripopov
Feb. 7th, 2017 10:55 am (UTC)
Надо сказать, что я - не поклонник балета. А мюзикл мне интересен постольку, поскольку не лишен элементов традиционного театра. Музыкальные номера, сопровождающие действие, украшают представление, но без театра для меня они лишены смысла.
То есть, я нисколько не жалею об утрате тех особых выразительных средств, которые были присущи только немому кино. Хорошее художественное произведение - это история, которую проживаешь. Чересчур преувеличенная игра в немом кино у меня убивает естественное восприятие и способность прожить показанную историю.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

44
iouripopov
iouripopov

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Третий съезд Родительского всероссийского сопротивления (РВС) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», Сергей Кургинян, Мария Мамиконян, Москва 15 апреля 2017 года
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel