?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Окончание здесь

Роль УГКЦ в конструкте «Украинство»
На летней школе Сути Времени из всех докладов про «украинство» наиболее сильное впечатление на меня произвел рассказ о грекокатолической церкви и ее героях. Это антигерои, но их упрямство, фанатичность, преданность идее и способность сопротивляться внешним, порой очень неблагоприятным обстоятельствам заслуживают пристального внимания и изучения. УГКЦ и её служители Иосиф Слипый, Андрей Шептицкий пропитаны ненавистью к русскому и духом борьбы. Это тот враг, которого надо знать в лицо.

Всё, по сути, началось с Брестской унии 1596 года. Католическая церковь не оставляла попыток распространить свое влияние далеко на Восток и образумить православных. Брестская уния – это способ объединения церквей под властью папы. То есть, это изначально совсем не равноправное слияние, а подчинение православных католической церкви. Уния предполагала принятие православными католических догматов, но сохранение византийского обряда. Сохранением обряда можно было обмануть людей. Им не всё ли равно? Большинство и раньше не слышали о филиокве и после унии не узнали. Батюшки облачены так же, обряд тот же. Но сохранилась не только внешняя сторона богослужения. Сама уния – это только начало кропотливой работы по смене идентичности.

После создания унии люди продолжали оставаться православными. Да, они посещали теперь униатские приходы, но никак не изменились, продолжая ощущать себя и православными, и русскими. Но старт процессу был дан. Пока униатство не соединилось с идеей другой – нерусской нации – оно не могло сильно повлиять на народ.

Казалось бы, распространение католичества и украинства это не связанные процессы. Ну как минимум идейно не связанные. Украинство – это конструкт, который стал внедряться поляками после неудавшейся полонизации русских. Этот проект был поддержан и Австро-Венгрией, боровшейся с прорусскими настроениями на Галичине и Буковине. Вроде бы, грекокатолики не при чем. У них свои задачи, у Австро-Венгрии свои. Но на практике вышло по-другому. Униатские священники стали проводником украинства. Они, в буквальном смысле слова, были оплотом и институтом внедрения украинства в сознание русских, попавших под власть Австро-Венгрии после раздела Польши.

Таким образом, окатоличивание удалось лишь частично, но внедрение идеи, что русские Галичины, Буковины, да и всей Малороссии – не русские, а совсем другая лучшая общность людей, шло и идет достаточно успешно. Не только священники УГКЦ проводили идею украинства в жизнь, были и вполне светские общества, упорно ее воплощавшие. Тут можно вспомнить и Кирилло-Мефодиевское братство, и общество «Просвита». Но всё-таки в первую очередь хочется рассмотреть роль УГКЦ в том процессе, который привел к творящейся на Украине мерзости.

Андрей Шептицкий
Это украинизированный поляк, который был католиком. По велению церкви он перешел в грекокатоличество. Этот переход позволил ему стать солдатом Ватикана на Востоке, облегчая задачу «перевоспитания» русских.
По мнению писателя Ярослава Галана в момент перехода Андрея Шептицкого в грекокатоличество УГКЦ переживало нелегкие времена. Именно Шептицкий вдохнул в нее новую жизнь. Умело проводя политику сдерживания рьяной латинизации униатского обряда, он завоевал авторитет среди верующих. Огромные средства, получаемые им из разных источников, позволили заниматься благотворительностью. Его честолюбивые замыслы простирались далеко за пределы Галичины. Он видел себя в роли униатского экзарха всея Руси от Збруча до Владивостока.

Пока Австро-Венгрия была жива, УГКЦ уповало на движение империи на Восток. А за военным покорением России, по мысли Андрея Шептицкого, должно было следовать религиозное покорение. После поражения стран Четверного союза в Первой мировой, митрополит стал ждать новую политическую силу, способную двигаться на Восток.

Его час настал, когда гитлеровцы напали на Советский Союз. С первого же дня Шептицкий поддержал агрессию и прославлял немецкую армию, предвидя, что скоро его мечта осуществится: наконец-то Украина появится на карте Европы. Но у фашистов были другие планы. Созданное украинское правительство во главе со Степаном Бандерой и Ярославом Стецько просуществовало два дня, а потом было разогнано немцами, а Степан Бандера и Ярослав Стецько были арестованы. Униатским священникам нацисты запретили выезжать за Збруч. Однако это никак не повлияло на позицию УГКЦ в вопросе сотрудничества с гитлеровцами.

А вот у самого митрополита происходит какой-то сдвиг в сознании. Он все еще работает на фашистов и в 1943 году благословляет капелланов для службы в дивизии СС «Галичина», но уже готовит себе почву на случай поражения немцев. Во-первых, он пишет письмо Гитлеру, в котором пытается убеждать, умолять его и даже предрекает великое горе. Письмо осталось без ответа. По мнению всё того же Ярослава Галана, Андрей Шептицкий вдруг увидел, что дело его жизни – распространение католической веры на Восток – терпит крах, а кровь, пролитая нацистами и украинскими националистами, остается на руках униатов. Кровь невинных льется почем зря. Может быть, если б это приближало час триумфа, он бы не сильно переживал по поводу невинно убиенных. Цель, которая могла оправдать средства, вдруг оказалась изъятой.

То ли задуманные хитрые политические ходы, то ли смятение души стоящего перед лицом подступающей смерти приводят к тому, что послания и поступки митрополита Андрея Шептицкого становятся противоречивыми. Он начинает спасать еврейских детей от гибели. И даже шлет послание папе Пию XII от 31 августа 1942 года, осуждающее убийство евреев. В книге «С крестом или с ножом» Ярослав Галан пишет, что в этот момент многие священнослужители УГКЦ стали враждебными по отношению к нему. «Слухи о колебаниях Шептицкого доходят и до Ватикана».
После прихода Красной Армии митрополит созывает досрочный архиепархиальный собор, на котором осуждает кровавые дела бандеровской своры. А про советскую власть говорит так: «Атмосфера весеннего дуновения, чувствуемая нами, разрешает уповать, что наш народ найдет в нынешних правителях края ту справедливость, которая граничит с любовью и на любовь опирается».

Сейчас трудно понять, был ли это политический маневр или все же просветление на пороге смерти. Человек, положивший жизнь ради распространения и украинства, и католичества, сотрудничавший и с Габсбургами, и с Гитлером, умер хоть в каком-то, может и мнимом, но явленном всем раскаянии. Его деловые качества и целеустремленность поражают. Андрею Шептицкому удалось вдохнуть новую жизнь в УГКЦ. После себя он оставил очень серьезных и не менее заряженных на борьбу наследников, которые раскаяния его не услышали, а продолжили, возрожденное им дело.

Иосиф Слипый
Подхватил падающее из рук засомневавшегося перед смертью Андрея Шептицкого знамя окатоличивания и русофобии ставший архиепископом УГКЦ Иосиф Слипый.

Отличительной чертой нового знаменосца было непомерное честолюбие, перекрывавшее честолюбие предшественника. Деятельная натура, способность приспосабливаться к обстоятельствам и вера в свое в предназначение позволили ему удерживать на плаву УГКЦ в очень плохой для нее период. Возможно, что даже это не спасло бы униатов от низведения до уровня небольшой секты. Но грянула перестройка. Правда, в перестроечном и постперестроечном возрождении грекокатолической церкви Иосиф Слипый уже участвовать не мог: в 1984 году он умер.
Из его деяний оставившими след в истории являются: верная служба гитлеровцам, основание Украинского католического университета в Риме и самовольное объявление себя патриархом Иосифом I. Последнее возмутило папу и вызвало раскол среди епископов и мирян УГКЦ. Многие грекокатолические священники возвысили свой голос против. Выступивший с осуждением очевидного самоуправства британский епископ УГКЦ Августин (Горняк) был избит группой ультра-иосифлян прямо в церкви города Глостер. Папе пришлось вмешаться, чтоб прекратить непотребные деяния самозваного патриарха.

Несмотря на то, что к началу 80-х годов униатская церковь, мягко говоря, умирала, Иосифу Слипому удалось бросить зерно, которое после перестройки и распада СССР дало обильные всходы на Украине. Основанный им Украинский католический университет в Риме возродился в 2002 году во Львове. Именно студенты и преподаватели этого университета явились не только искрой, но постоянным источником пламени, разжегшим и поддерживавшим Майдан 2013 года.

promo iouripopov september 12, 2015 03:13 13
Buy for 10 tokens
Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая.…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
livejournal
Oct. 6th, 2017 12:27 pm (UTC)
УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 1
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 1 [...]
livejournal
Oct. 7th, 2017 02:03 pm (UTC)
УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 2
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 2» в контексте: [...] Начало здесь [...]
livejournal
Oct. 7th, 2017 02:26 pm (UTC)
УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 1
Пользователь zyrianin сослался на вашу запись в своей записи «УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 1» в контексте: [...] Оригинал взят у в УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 1 [...]
livejournal
Oct. 7th, 2017 02:27 pm (UTC)
УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 2
Пользователь zyrianin сослался на вашу запись в своей записи «УГКЦ как мотор «майданного процесса». Часть 2» в контексте: [...] Начало здесь [...]
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

44
iouripopov
iouripopov

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Третий съезд Родительского всероссийского сопротивления (РВС) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», Сергей Кургинян, Мария Мамиконян, Москва 15 апреля 2017 года
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel