?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


"Зритель, если ты что-нибудь не понимаешь,
не думай, что перед тобой непонятная или
плохая вещь. Поищи причины непонимания в
самом себе. Может быть, ты просто не умеешь
мыслить. А мое задание – заставить тебя
мыслить, когда ты смотришь мои фильмы…"

Александр Петрович Довженко

Есть фильмы, которые проживаешь, есть фильмы, которые вызывают интерес, и ты следишь за жизнью героев. Но после просмотра фильма «Аэроград» ты пытаешься постичь замысел автора.

В картине есть красота эпизодов, красота природы, эпичность трудового человека – защитника Родины, юмор, который почему-то не всегда кажется уместным. Но замысел автора, решившего снимать именно так, не совсем ясен. Невольно вспоминается вид итальянского театра комедия масок или японского театра Кабуки, где есть общепринятые условности и все действие развивается в рамках этих условностей.

«Аэроград» – это очевидное отступление от реализма.

Если принять условность киноязыка, то тогда картина обретает свою эпичность и реалистичность. Вот только ты с этими условностями знакомишься по ходу просмотра, и они поначалу тяжело воспринимаются. В советском кино язык подобный языку «комедии масок» разработан не был. Возможно, «Аэроград» мог положить начало развитию такого направления киноязыка в советском искусстве. Но так получилось, что не положил.

Какие же характерные особенности можно отметить в попытке снять кино по-новому.

Первое, что бросилось в глаза – титры. Зачем нужны титры в звуковом кино? Чтоб передать слова автора, так называемый «голос за кадром». И слова автора: «Внимание! Сейчас мы их убьём», – выглядят очень необычно.

Вслед за титрами перешедших границу диверсантов убивает непобедимый бывший красный партизан по прозвищу «Тигриная смерть», причем делает он это как-то гротескно. При наличии винтовки он стреляет из нагана по врагам, которые от него относительно далеко. Они в него всей гурьбой стреляют из винтовок. Но партизан не только «Тигриная смерть», он еще и «смерть диверсантов». Поэтому убить его из винтовки выглядит утопией. Причем настолько сильной утопией, что два диверсанта японца пускаются бежать от партизана. При этом, убегая, они бросают свои винтовки (все равно преследователя из винтовки не убить). Но скрыться от героя не так-то легко. Тигриная смерть настигает одного из врагов и далее следует такая же гротескная сцена казни, в которой враг произносит пламенную речь.

Итак, вторая особенность – гротеск эпизода.

Ну и еще одна черта, которая встречается и в более реалистичном кино – масштабность и эпичность торжества техники, которой овладел советский человек. Фильм посвящен городу, что еще будет построен, но намек на сам город появляется лишь в одной из последних сцен. Зато очень много присутствуют самолеты. Самолеты – символ Аэрограда и символ страны.

Этим, особенности фильма не ограничиваются. Все произносимые речи очень театральны. Герои играют, особенно отрицательный герой – Шабанов. Это проповедник, постигший все тайны актерского мастерства. Но, пожалуй, именно эпизод с его выступлением перед староверами выглядит реалистично. Лучшие пропагандисты – великие актеры. А тут стопроцентная игра героя, которого играет актер. И настолько красивая игра самого героя, что ей невольно начинаешь верить: «В Хабаровске читал я «Правду» на заборе. Поплыл забор перед глазами и толпа. Тогда купил её за пять советских за копеек. И «Правда» выпала из моих рук! Она была о нас! Её кричало радио, хрипело мне в голову!..» Тут сам текст – поэзия, а исполнение выше всяких похвал. Театральность пропаганды, театральность казней, театральность пленения одного из японских диверсантов. Во всех этих кадрах условность, а не реализм.

Эти четыре условности могли бы лечь в основу одного из возможных киноязыков, обладающих своей романтичностью. Но советский кинематограф тяготел к реализму. За исключением сказок. Пожалуй, какие-то элементы этого языка использовал потом в своем творчестве Александр Роу, когда снимал русские сказки.

Еще одна черта роднит «Аэроград» со сказками Роу – актер Сергей Столяров – величественный русский богатырь. Он и в этом фильме вполне соответствует образу русского богатыря, овладевшего техникой, на которой бороздит небо. Однако он не утратил и привычных богатырских навыков, продемонстрированных в борьбе с японским диверсантом.

Очень может быть, что именно открывшиеся новые возможности звукового кино привели к такому необычному всплеску художественных приемов и изобилию условностей. Режиссер, как бы пробует разные способы сочетания звука в кадре, сочетания звука и титров. Сам звук должен быть эпичен и соответствовать масштабу дальневосточной природы и величию человеческих деяний. Отсюда такая театральность.

Несмотря на все условности, этот фильм предвещал реальное строительство, которое развернулось на берегу реки Амур в 1932 году. Один из построенных в нем заводов авиационный. В данном случае Аэроград, явился не прототипом, но предвестником реального города большой строящейся советской страны.

promo iouripopov september 12, 2015 03:13 13
Buy for 10 tokens
Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая.…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
pyonerka
Mar. 19th, 2017 10:11 am (UTC)
Очень интересно. Как вы считаете, какое ключевое слово можно подобрать, чтобы охарактеризовать этот фильм? Мне любопытно сравнить свой вариант с вашим.
iouripopov
Mar. 19th, 2017 10:17 am (UTC)
Эксперименты
livejournal
Mar. 20th, 2017 12:34 pm (UTC)
«Комедия масок» Александра Довженко
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи ««Комедия масок» Александра Довженко» в контексте: [...] Оригинал взят у в «Комедия масок» Александра Довженко [...]
asv_k
Mar. 24th, 2017 09:32 pm (UTC)
Вообще, фильм странный. Или его считать детским, для младших школьников - причём для ТОГДАШНИХ младших школьников - или... Или напугать японцев. Серьёзно.

Глушак стрелял НЕ из "нагана", а из "маузера-боло" (ну, или "типа боло"). Это, в общем-то, почти пистолет-пулемёт, из него с одной руки, без примкнутой кобуры-приклада стрелять - это вполне по-богатырски;) Но даже если бы он стрелял из "нагана"...
Дело в том, что не так уж далеко он был от диверсантов. Лесная поляна - не сильно большое расстояние. Винтовка здесь довольно бессмысленна, к тому же для охотника винтовка... Ну, негоже тратить отборные патроны и ресурс ствола на всякую шелупонь, это не тигр на пределе видимости, это люди в упор, хватит и "нагана". Кстати, поэтому диверсанты в него и не попали - они просто не успели...

Это была третья - если верить педивикии - роль Столярова в кино, причём в "Космическом рейсе" его забыли упомянуть в титрах, да и слов, по-моему, там не было... все его легендарные персонажи, и сказочные, и героические, были после. Педивикия, опять же, утверждает, что Г. Александров его, собственно, после "Аэрогарада" в "Цирк" и пригласил. Но особой игры его там нет, он просто появляется как чёрт из табакерки, широко улыбается, и обезоруживает самурая - и попробуйте мне доказать, что Спилберг не "содрал" эту сцену в "Индиана Джонсе";)

Съёмки флота ТБ-3 - замечательнейшие, больше такого в нашем кино нет, ни в художествнном, ни в документальном. Кадры из "Аэрограда" использовались и используются в документальных фильмах по истории авиации и парашютно-десантных войск, но, к сожалению, не все. Не мультипликационные, а реальные живые съёмки эскадр ТБ-3 - уникальная черта фильма. "Восточному соседу" не очень деликатно намекали, что да - флота на Тихом океане у нас, практически, нет, но Японские острова это не спасёт: на Дальнем Востоке Советский Союз держал ТРЕТЬ построенных тяжёлых бомбардировщиков!
iouripopov
Mar. 24th, 2017 09:56 pm (UTC)
На самом деле в него стреляли в ответ. Ну то есть, стрельнуть и не один раз в него успели. Дистанция, мне показалась приличная. Ну точно больше ста метров. Про наган я, действительно, неправ. Я потом посмотрел, хотя классифицировать оружие не смог.

Про треть тяжелой бомбардировочной авиации - это очень интересно. Спасибо. Съемки эскадрилий самолетов очень эпичные.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

44
iouripopov
iouripopov

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Третий съезд Родительского всероссийского сопротивления (РВС) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», Сергей Кургинян, Мария Мамиконян, Москва 15 апреля 2017 года
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel