?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Не часто я хожу в театр. Прошлый раз в студии Фоменко на третьем ряду уснул. И не просто не пожалел об этом. На пьесе "Египетская марка" стоило демонстративно спать всем зрителям. Такая редкостная чепуха.

А вот в этот раз не спалось. Спектакль "Римская комедия" по пьесе Леонида Зорина, поставленный Павлом Хомским, захватил. Там была фактура, было, что переживать.

Сначала о забавном.
Нельзя сказать, что это промах. Просто не все исторические реалии пытались сохранить. Крупными мазками надо было показать Рим первого века нашей эры. Здоровенная статуя волчицы, вскормившей Рем и Ромула, высилась на вершине декораций. Под волчицей расположились младенцы. Они появились под волчицей в 15 веке нашей эры. Но кого это может волновать? Видно же, что это Рим. Упоминание "нашей эры", прозвучавшее в спектакле, в первом веке этой самой эры звучит забавно. Христиане подвергаются гонениям, а тут "наша эра". С какого момента римляне отсчитывали нашу эру? Пожалуй, это должно было подчеркнуть, что сюжет вневременной.

Сухоруков в роли римского императора Домициана придает несерьезность действию. Может это соответствует жанру комедии, но все же...

Леонид Зорин написал "Римскую комедию" в 1965 году. С большой натяжкой можно увидеть в ней признаки "оттепели". Пожалуй, единственным таким признаком является упоминание власти в нехорошем контексте. Рим велик, но погряз в пороках, лицемерии, лжи. Ну Рим и Рим, не Москва же. Может в то время, кто-то хотел разглядеть Москву в этой пьесе? По мне она не проглядывается никак. Но что-то в ней проглядывается.

В пьесе есть фактура и жизнь. И это актерам и постановщику удалось передать. Имя поэта Сервилия явно происходит от понятия "сервилизм". Такого поэта не было. Это образ подобострастия и выбора сильного. Очень хорошо показано, что и предательство такого человека прощается, потому что видны корни измены. Такой человек правителя не предаст, пока тот правитель. А как свергли, так чего от человека требовать преданности к просто человеку. Это может принести лишь неудобства, а то и смерть.

Самый преданный - правдолюб Дион. На самом деле, не до конца понятный образ. Ему не нравятся пороки, которые захлестывают империю, ложь повсеместная, лицемерие. Но что ему нравится, понять невозможно. В нем предполагается что-то настоящее, но прочувствовать это сложно. Самая настоящая - героиня, которая единственная вызывает реальную симпатию, - жена Диона Мессалина.

А Дион, я бы сказал, чувствует фальшь, но не знает правду. Это уже большое дело - чувствовать фальшь, быть борцом. Вполне возможно, что Диону не хватает какой-то глубины, совсем не тайного, но знания. Смел, честен, но путь не указывает. Он даже цезарю его указать не в состоянии. Цезарь это видит. Он видит и знает, что в трудной ситуации он может положиться из своих приближенных только на Диона, поэтому и не уничтожает его. Но на вопрос "Что делать?" у Диона нет ответа.

Есть еще пара персонажей, на которых я обратил внимание: умный еврей Бен-Захария и женщина "очень нелегкого поведения" Лоллия.

Умный еврей, кстати, мог бы и путь указывать. Но такое ощущение, что умный еврей - дань моде, которая до сих пор не прошла, для которой есть основания сейчас и были в 60-х годах прошлого века, но этой моде никаких особых оснований не было в первом веке нашей эры в Риме.

Лоллия - женщина, способная соблазнить кого угодно, включая правдолюба Диона. Мораль Диона никак не остановила его поиски душевной глубины Лоллии, этой охотницы за добившимися славы мужчинами. Ее, пожалуй, и не осудишь. Признание ведь как-то коррелирует с избранностью. А ей нужны интересные, избранные. Она в каком-то смысле тоже прорва (вспомнилась кинокартина "Шумный день"). Ей просто надо заполнять пустоту в душе таким своеобразным способом.

В завершение хочется сказать, что спектакль интересный, актерская игра на уровне, но мне чего-то не хватило. Дело в самой пьесе, скорей всего. Как главный герой Дион, так и спектакль что-то говорит. Но этого что-то мало. Лишь одна мысль вполне четкая - выбирать сторону надо согласно убеждениям, а не конъюнктуре. Если придется сложить голову, так хотя бы не из-за глупой ошибки при выборе между двумя субъектами. А то вдруг на Рейне начнется ледоход и союзники выбранного тобой сильного не подоспеют вовремя. Выбранный проиграет, а с ним и ты. При других обстоятельствах Сервилий вполне мог лишиться головы. "На Рейне лед тронулся, представляешь?... Словом, хатты не смогли прийти к Луцию на помощь... В общем, Максим Норбан расшиб Луция вдребезги! Говорят, в Рим уже доставили его череп."

Дружить со мной в социальных сетях:
Добавить в друзья в ЖЖ Добавить в друзья на Facebook Добавить в друзья ВКонтакте Читать твитттер Добавить в друзья в Одноклассниках

promo iouripopov september 12, 2015 03:13 13
Buy for 10 tokens
Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая.…

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
bonnie_face
Jan. 18th, 2017 11:15 pm (UTC)
Интересно, но совершенно непонятно, о чём :))
Можно ссылочку на пьесу хотя бы. Понятно, что это поможет относительно, но всё же.
А то заинтриговали.
olom1980
Jan. 19th, 2017 03:56 am (UTC)
+
livejournal
Jan. 19th, 2017 09:21 am (UTC)
"Римская комедия". Театр Моссовета. Постановка Хо
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «"Римская комедия". Театр Моссовета. Постановка Хомского» в контексте: [...] Оригинал взят у в "Римская комедия". Театр Моссовета. Постановка Хомского [...]
tatyana_b_sv
Jan. 22nd, 2017 07:39 pm (UTC)
Чувствую во всех характерах столько современного или человек действительно с тех лет не изменился? А Сухорукова я тоже ни в каких ролях не воспринимаю. Ходите почаще в театр, чтобы было что нам читать.
iouripopov
Jan. 22nd, 2017 07:49 pm (UTC)
Человек, думаю, изменился. А может и сильно. Мы просто не только смотрим на те события с точки зрения нашей морали и нашего опыта, но и пишем, когда пишем, о событиях давно минувших дней, основываясь на собственном опыте. Каков был человек античности можно как-то попытаться понять, читая античных авторов. "Римскую комедию" написал современный автор.
livejournal
Jan. 23rd, 2017 10:31 am (UTC)
Какие нужны союзники? ГДР vs. Куба.
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Какие нужны союзники? ГДР vs. Куба.» в контексте: [...] ты ослабеешь, не переходили в стан врага. Надо сказать, что спектакль "Римская комедия" [...]
livejournal
Jan. 23rd, 2017 12:54 pm (UTC)
Какие нужны союзники? ГДР vs. Куба.
Пользователь tstealth1 сослался на вашу запись в своей записи «Какие нужны союзники? ГДР vs. Куба.» в контексте: [...] ты ослабеешь, не переходили в стан врага. Надо сказать, что спектакль "Римская комедия" [...]
livejournal
Jan. 25th, 2017 05:54 pm (UTC)
Какие нужны союзники? ГДР vs. Куба.
Пользователь slovo_12 сослался на вашу запись в своей записи «Какие нужны союзники? ГДР vs. Куба.» в контексте: [...] ты ослабеешь, не переходили в стан врага. Надо сказать, что спектакль "Римская комедия" [...]
livejournal
Jan. 25th, 2017 07:08 pm (UTC)
Какие нужны союзники? ГДР vs. Куба.
Пользователь marafonec сослался на вашу запись в своей записи «Какие нужны союзники? ГДР vs. Куба.» в контексте: [...] ты ослабеешь, не переходили в стан врага. Надо сказать, что спектакль "Римская комедия" [...]
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

44
iouripopov
iouripopov

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Третий съезд Родительского всероссийского сопротивления (РВС) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», Сергей Кургинян, Мария Мамиконян, Москва 15 апреля 2017 года
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel