?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у iouripopov в Киноклуб. "Шумный день". Мещанство против истории.

Неожиданной для меня получилась выездная сессия киноклуба. Нас пригласили в очень уютное место, которое совмещает в себе и благотворительную организацию, и творческую мастерскую, и просто место встречи друзей. Гостей было мало, зато обсуждение состоялось на редкость содержательное. Я надеюсь, что участники обсуждения дополнят мой отчет.

Фильм "Шумный день" снят в 1961 году по пьесе Виктора Розова "В поисках радости". Мещанство не сегодня родилось и не сегодня умрет, не буду пессимистично прогнозировать, что оно вечно. Тема и фильма, и пьесы не само мещанство (гонка за вещами), а, с моей точки зрения, конфликт истории и омещанивания. Дело в том, что Советский Союз резко обострил этот конфликт, он вовлек массы людей в творчество истории. Но уже в 60-х годах мы видим, как ряды творцов редеют, причем, как-то ощутимо.

Центральной фигурой обсуждения был Федор - старший сын и муж Леночки. Самый острый и видимый конфликт был между младшим сыном и Леночкой, но павшие и обретшие силы - вовсе не стороны этого острого конфликта. Федор - поражение. Наверное, будет слишком пафосно сказать, что дьявол потащил его душу в ад. Но где-то это так и есть. Он упирался, пытался что-то сделать, но силы не просто оставили его в этот момент. С начала фильма видно было, что сил у него нет. Когда они его оставили? Почему? Женщина ли тому виной (кто-то непременно скажет, что женщина) или что-то еще. Тут у нас мнения разделились, вернее вопрос остался. Предложенный мной ответ не удовлетворил. О нем ниже.

Олег и его мама с одной стороны и Леночка с другой - два полюса, которые притягивают души. Это не просто человеческие полюса, это идейные центры притяжения. Вокруг Олега создается определенное очистительное пространство, вокруг Леночки загрязняющее. Это выражается символически и физически в захламлении квартиры вещами, исходящее от Леночки и очищении от этих вещей, причиной которого стал Олег.

В фильме два героя, которые меняются под воздействием силовых линий обозначенных полюсов. Оба очень интересны, но изменения различны не только по разным выбранным центрам притяжения, но и в других аспектах. Есть только один ракурс, который объединяет эти изменения: если смотреть на ситуацию с точки зрения силы, обретенной, утраченной или даже не существовавшей. Геннадий - явно положительный герой, но ему не достаточно силы. Причем чувствуется, что где-то она есть, пробиться он к ней пока не может. Под воздействием Олега, он буквально воссоединяется со своей сущностью и обретает силу. Поэтому ему хватает смелости признаться в любви и буквально прекратить насилие со стороны отца. Сильного отец не в состоянии "с кашей съесть", даже прикрикнуть на него теперь опасается. А до этого бил уже взрослого человека.

Федор же обесточен. Хотя тут есть, скажем так, странности. Когда зло вступает в открытую схватку, то видно, что шансов у него мало. Как только Леночка заявляет об истинных целях и показывает свое неприкрытое лицо, то она начинает терять Федора. В прямом противостоянии, оказывается, шансов у нее, практически, нет. А вот в "гибридной войне" ночной кукушке довольно легко удается перекуковать дневную. Почему же Федор, чувствуя правоту матери, уступает?

Мое объяснение, что он (и не только он, это вообще феномен позднесоветского человека) оказался отчужден от истории. Он - талантливый ученый - химик. Творчество приносит ему радость, укрепляет социальные связи с людьми, которых он ценит. Тем не менее, он отказывается от этого творчества в пользу... В том-то и дело, что не в пользу вещей. Он легко перенес порчу вещей, она вообще его не коснулась эмоционально, в этом смысле он совсем не омещанился. Но, все-таки, от творчества отказался. Не собираюсь ни преуменьшать, ни преувеличивать силу женской притягательности. Очевидным образом она имеет значение для Федора. Тем не менее, какая бы ни была притягательность, есть что-то за пределами нашей видимой, физически осязаемой Ойкумены, что дает силы не поступаться ни творчеством, ни принципами. У Федора этого нет. Ему всего лишь приходится отказаться от творчества. Это мучительно, но возможно. Тем более такая красивая женщина вроде бы любит тебя. Ну творчество, но что ж...

Не только он, многие советские люди, оказались отчуждены от исторического процесса. Они больше себя не ощущают творцами истории. Победить фашизм могли только творцы истории, выйти в космос могли только творцы истории, строить коммунизм... Вот в этом может и заключаться проблема. Что такое коммунизм? Какой коммунизм? "Каждому по потребностям"? Так это уже можно начинать строить каждому, как это делает Леночка.
- Вот будет коммунизм, все тащи, сколько влезет.
- Тогда, Генка, не будет коммунизма никогда.


А история? А история побоку. Строим личный "хрущевский" коммунизм.

Многие видели этот фильм или читали пьесу. Приглашаю подключиться к обсуждению. Там буквально каждый эпизод дает пищу для размышлений.


promo iouripopov september 12, 2015 03:13 13
Buy for 10 tokens
Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая.…

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
olom1980
Dec. 5th, 2016 10:00 am (UTC)
+
Алексей Шелхаков
Dec. 5th, 2016 12:31 pm (UTC)
Между Прорвой и Чуланом с пауками.
1. Фильм этот оставляет исключительно тягостное впечатление, никак не развеиваемое оптимистическими нотками финала (то, что Юра писал про генку и Олега)
2. Это впечатление обусловлено тем, что смысловое пространство фильма пронизано мещанством и как явлением, и соответствующим настроем персонажей, их незащищенностью перед этой напастью, и характерной атрибутикой обмещанивания самой жизни, медленным, но абсолютно неумолимым сползанием общества к индивидуализации.
3.Именно незащищенность Олега, да и всех прочих персонажей фильма не оставляет пространства для радости за их маленькие победы. Ясно как день, что если история не заканчивается с окончанием фильма, то эти типы людей, судьбы их живых прототипов (а ведь они типичны для советского общества 50-60х годов) будут как магнитом пригибаться к той неподвижной мертвой воде мещанского быта, куда за редким исключением склонилось послевоенное поколение, и где движение быта бурлит, но остановлено всякое бытие.
4.Может быть, Леночка и Прорва, в смысле, что ее невозможно заполнить никаким потоком вещей, мебели и прочих благ, но она существо весьма приземленное, и в любом случае остается вопрос,- в их союзе с Федором ведь почему-то получилось так, что она как бы склонила Федора к своим играм в вещи и блага, а не Федор приобщил ее к тому, чем жил сам. Можно, конечно обозвать ее мещанкой, и это будет справедливо, но это никак не ответит на вопрос, почему все -таки Федор не стал для ее неким вызовом жизни, почему не потянул ее на свой уровень (а ведь он судя по всему высоко образованный и культурный человек). По фильму выходит так, что она совершенно не проникает в суть его занятий, безгранично, демонстративно равнодушна к ним, и интересуется только их материальной стороной, понятно почему. Для удовлетворения стяжательского пыла нужны незаурядные средства. Федор эти средства охотно поставляет жене, при этом умиляется с нее и наблюдает ее игру в вещи несколько отстраненно, но с симпатией, которую искренне считает любовью.
5. Вот и главный вопрос по моему, а почему же Федор готов ей потакать, играть в ее игры, безропотно терпеть простоватый, напористый, энергичный вещизм жены. Что за энергию она ему дает, что за смыслы? Может быть она как целое, как важная часть его жизни, нечто замещает собой... Может настоящая то пустота как раз в душе Федора. Та, что и есть Прорва, постоянно требующая что-то туда положить, но поскольку все не то и не то, приходится класть еще и еще, ибо Прорва может расшириться и тогда что делать. Федор как будто берет всю энергию для работы, написания статей, для жизни и прочего взаймы у жены. Это она толкает его своей жаждой все новых сервантов работать и писать.
Алексей Шелхаков
Dec. 5th, 2016 12:31 pm (UTC)
6.Можно конечно смотреть фильм как "просто фильм". И тогда многие рассуждения покажутся избыточными. По мне, так это некий социально-психологический срез эпохи, это замер состояния... чего? Состояния людей, их душ, их желаний, надежд, их культуры и общества в целом, наконец. Думаю, этот как раз тот период, когда начала все сильнее и необратимее сказываться странная пустотность советской метафизики, это "современное дыромоляйство" по выражению Лосева. Когда оказалось, что нет ответа на самые выжные, фундаментальные вопросы человеческого бытия, что они тянут за собой кроме личного аспекта, еще и коллективный, потом и общечеловеческий. Все провисло, все неясно. Что за странное Ничто ждет человека после смерти? Что такое это советское Ничто? Дырка от бублика? Как нечто, реально существовавшее, вдруг становится совсем ничем. А если речь идет не об абстрактном "нечто", а о реальном, живом, любимом человеке? Стоит лишь раз предпринять серьезную попытку представить себе это зияющее Ничто, как неудержимо возникает потребность отгородиться от него благоустроенным мирком культуры, где на кухне кипит чайник, а на столе чистый лист бумаги и наточенные карандаши в стаканчике. пусть бы даже, мещанским мирком. А потом оказывается, что его никак нельзя наполнить, что в нем открылась Прорва,- прямо посредине. И уж будьте уверены, она засосет все,- мебель любую и сколько угодно, не наработаете столько, потом семью, потом работу и всю страну в конце концов.
7.Так не данные ответы на ключевые вопросы порождают дыры в ткани бытия. Но нельзя давать ответ там где надо еще и верить.
8.Но можно ограничиться констатацией социологического (почти) факта, что советское специфическое мещанство стало продуктом ускоренной послевоенной урбанизации страны. :)))
livejournal
Dec. 6th, 2016 12:52 pm (UTC)
Киноклуб. "Шумный день". Мещанство против истории.
Пользователь raasta сослался на вашу запись в своей записи «Киноклуб. "Шумный день". Мещанство против истории.» в контексте: [...] Оригинал взят у в Киноклуб. "Шумный день". Мещанство против истории. [...]
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

44
iouripopov
iouripopov

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Третий съезд Родительского всероссийского сопротивления (РВС) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», Сергей Кургинян, Мария Мамиконян, Москва 15 апреля 2017 года
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel