?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Вчера сын купил какую-то колу. Она так и называлась "кола". Таких напитков пруд пруди сейчас. Но удивительное дело, запах этой колы в точности соответствовал запаху пепси-колы из бутылок, которые мне покупали родители или я сам покупал на ВДНХ в 80-е. И не я один распознал это. Вот точно "вкус, знакомый с детства". То, что продается в макдоналдсах или в больших бутылках производства компании Пепсико, ни разу не напоминает тот вкус. А этот напомнил. И зашел у нас разговор о феномене пепси-колы.


В СССР были Дюшес, Лимонад, Буратино, Крем-сода и много других напитков по вкусовым качествам никак не уступающим пепси-коле. Но ведь пепси-кола, на самом деле, пользовалась большей популярностью. Почему?
В моем представлении Байкал и Тархун были нашими ответами на Пепси и Фанту. И Байкал, и Тархун - вкусные напитки. Но ведь и Дюшес, и Лимонад не менее вкусные. Зачем-то потребовался ответ.

Все дело в том, что пепси-кола не просто напиток, а напиток с историей. Неважно, что эта придуманная и незначительная история, важно, что этой историей пепси-колу сознательно нагрузили. И тут мне представляются интересными несколько моментов.

1. Всегда что-то нагруженное историей выигрывает конкуренцию у аналогичного что-то, историей не нагруженного. И неважно, что качество может быть не только сопоставимо, но и несопоставимо, причем в пользу второго.

2. В России не принято блюда или напитки нагружать историей. Исключением являются водка и борщ. Это ведь не значит, что больше ничего вкусного, кроме борща, в России готовить не умеют. Еще как умеют. Просто привычки нагружать историей нет.

3. Есть много вещей, историю которых надо лелеять и поддерживать. Грешно тратить усилия на продукты. Но бездушная капиталистическая машина требует: история должна быть у продуктов, а не поступков. И она разворачивается: "легендарный напиток", "легендарное кушанье", "легендарная зубная паста" или "жевательная резинка".

В СССР, да и в России куда в меньшей степени погружены в рекламный контекст. Но оказалось, что отсутствие привычки к рекламе, не гарантирует, что реклама будет игнорироваться. Воздействует и еще как.


promo iouripopov september 12, 2015 03:13 13
Buy for 10 tokens
Как-то необычайно легко организуются волнения, подобные украинскому майдану или скорее подобные революции роз или даже жасминовой революции по всему миру. Где-то для этого есть большие основания, где-то меньшие. Но основания сами людей на улицу не выводят. Должна быть руководящая и направляющая.…

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
baldursgate2
Jul. 31st, 2016 01:08 pm (UTC)
Никогда не знал ни о какой истории, связанной с Пепси-колой.

И Байкал с Тархуном все равно вкуснее. :-)
iouripopov
Jul. 31st, 2016 01:56 pm (UTC)
Проблема в том, что историю "легенды" можно и не знать. Но ее наличие каким-то волшебным образом влияет на восприятие даже тех, кто эту историю не знает.
baldursgate2
Jul. 31st, 2016 02:11 pm (UTC)
Имею в виду, что никогда не знал даже о наличии "легенды" и наличии какой-то истории.
iouripopov
Jul. 31st, 2016 02:53 pm (UTC)
Я тоже не знал. Но не сомневаюсь, что имеет значение ее наличие. Те, кто продвигают продукт, знают. И это сказывается на результате воздействия.
mikhaelkatz
Jul. 31st, 2016 01:11 pm (UTC)
всё верно, по-буржуйски это называется "коммодификация исторического наследия", а по-русски - товаризация
iouripopov
Jul. 31st, 2016 01:59 pm (UTC)
А чуть подробней об этом можно? Или ссылку, например.
mikhaelkatz
Jul. 31st, 2016 06:25 pm (UTC)
примерно таким макаром: http://mikhaelkatz.livejournal.com/105459.html
asv_k
Jul. 31st, 2016 01:26 pm (UTC)
Не всё так просто.
Вкус "классических советских" напитков с одной стороны и вкус "Байкала" и "Тархуна" (и, соответственно, традиционной "колы") различается принципиально. Они ни чуть не хуже - они просто ДРУГИЕ.
iouripopov
Jul. 31st, 2016 01:55 pm (UTC)
С этим никто не спорит. Они другие. Меня интересует лишь, что пепси не была одним из напитков, она была желаемым напитком, необычным напитком.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

44
iouripopov
iouripopov

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Третий съезд Родительского всероссийского сопротивления (РВС) «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», Сергей Кургинян, Мария Мамиконян, Москва 15 апреля 2017 года
Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel